Шесть лет назад я готовилась к своим первым родам. Я хотела, чтобы это произошло максимально естественно и безопасно для меня и моего Ежи. Я сразу придумала это имя, и сейчас невозможно представить, что этого мальчика могли звать как-то по другому. Тогда я наблюдалась в районной женской консультации, исправно сдавала все анализы, а после 30-й недели мы с мужем записались на курсы подготовки к родам.
За несколько занятий я выучила все необходимые позы для родов, все виды дыхания, техники расслабления и проживания боли, виды массажа для облегчения схваток.
Я зарегистрировалась на форуме LittleOne и общалась с девушками, которые находятся на одном сроке со мной — подруг с детьми у меня было слишком мало, и беременность казалась мне совершенно незнакомой вселенной, и я впитывала информацию из всех источников.
Я пыталась узнать все, что могло помочь мне быть хорошей мамой своему ребенку уже на этапе беременности. Мы откладывали деньги на хорошую коляску, я искала роддом, где обо мне бы позаботились — очень хотелось наладить контакт и почувствовать доверие к доктору, чтобы в ответственный момент мне было спокойно.
Из первого выбранного мной по рекомендации врача из ЖК роддома я ушла в 36 недель: мужчина-доктор показался мне циничным и пренебрежительным. Хорошо, что в это время моя подруга Катя Кляйн посоветовала мне свою акушерку Марину из Центра Алмазова. Марина оказалась тем самым человеком, рядом с которым мне было не страшно. А центр Алмазова я до сих пор рекомендую всем, для кого важна безопасность, квалификация врачей и удобство индивидуального родильного блока.
К сожалению, все мои знания об идеальных родах не пригодились, но не буду забегать вперед. Мое ожидание затянулось. Все сроки прошли, тянулась сорок вторая неделя, и каждый день я просыпалась, прислушиваясь к себе: нет ли там случайно долгожданных схваток?
Я с ужасом читала про последствия переношенной беременности, и задавалась вопросами: а вдруг мой организм не знает, как рожать? Вдруг это опасно для моего ребенка? Я не готова рисковать его здоровьем ради галочки напротив слова «естественность», поэтому к концу 42-й недели я была готова к стимуляции. Тем не менее, я все еще надеялась пройти через это без анестезии.
Мне кажется, что в тот день я приехала в роддом с легкими схватками. Меня подняли в родильный блок и сделали амниотомию — прокол плодного пузыря. Схватки сразу стали болезненными, и я мужественно отправилась проживать их, как меня учили: с помощью душа, фитбола, специальных поз и дыхания.
Через несколько часов мои силы были на исходе: от боли меня рвало, а раскрытие при этом было каким-то смешным: три или четыре сантиметра из необходимых десяти.
Я попросила анестезию. Дело было даже не в том, что мне невыносимо больно и я не готова это терпеть. Благодаря своим знаниям, я понимала механизм: боль настолько сильная, что я не могу расслабиться на схватке, меня скручивает в спазмах, и я мешаю раскрытию — в это время ребенок тоже страдает, поэтому разумнее будет отрегулировать уровень боли до терпимой и эффективно прожить каждую схватку. И это, наконец-то, у меня получилось! Как только мне поставили ЭПА, раскрытие пошло очень быстрыми темпами. Я чувствовала все свое тело, и ноги, и даже боль на схватках — анастезиолог все сделал отлично. Я дышала, расслаблялась, и все получалось.
Очень скоро вокруг меня собралась дежурная бригада, Марина была рядом, и я начала тужиться. «Напрягай живот!». И здесь я попала в тупик: я знаю миллион способов напрягать живот, но потугам это никак не помогало. Казалось, что я просто ленюсь или не чувствую свое тело, но на самом деле я просто не могла понять суть движения: как это делать?
В потугах нет времени думать и разбираться, надо действовать быстро. Я тужилась, как могла. Мне сделали небольшой разрез, и… Наконец-то тот самый момент, который я запомнила на всю свою жизнь: теплого, мокрого, такого длинного и скрипящего Ежи положили мне на живот. Это был самый счастливый момент в моей жизни, и я запомнила его невероятно остро. Все в моей жизни изменилось в этот момент.
Иногда ты не осознаешь всей глобальности перемен в моменте, и я просто продолжала жить так же, как до этого — просто теперь со мной рядом был маленький человек, который стал моим навсегда.
Все остальное в моей жизни до этого было временным, я могла менять города, увлечения, окружение, но вместе с Ежи появилось то, что я ни разу не хотела изменить.
Буквально вчера уже почти шестилетний Ежи спросил меня:
— А ты кого хотела, девочку или мальчика?
— До тебя я вообще не хотела детей.
— Почему?
— Я думала, что дети это сложно.
— А после меня?
— После тебя я поняла, что да, это сложно, но это возможно единственное, от чего ты ни за что бы не отказался. После тебя я поняла, что хочу еще детей. Ты научил меня любить их.
— Получается, я учитель любви? (улыбается хитро)
— Получается так!
Говорят, что эпидуральная анестезия не дает матери выработать нужное количество гормонов, отвечающих за привязанность и любовь к младенцу. Я готова с этим поспорить, потому что именно первые роды, не смотря на анестезию, подарили мне такой океан любви, о котором я читала у Одена, и это чувство больше не повторялось. В тот момент родился не только ребенок, но и женщина во мне.
Тем не менее разница есть, и мои третьи роды без ЭПА — это настоящее путешествие, исследование моей личности и характера, процесс, полный глубоких открытий. Процесс, к которому я готовилась все мое материнство. «Пройти через этот момент и не умереть, и не застыть, как камень, а остаться живым», «И она берет краску и чертит круг, и закручивает спираль, и обнимает колени, и засыпает внутри» — вся сила и вся магия родов открылась для меня именно с моим третим сыном. Но любовь, которая открыла эту дверь, родилась с первым.
К рассказу о моих третих родах я не могла подойти иначе. Мне нужно описать обстоятельно весь опыт, который сделал возможным то, что со мной произошло. Поэтому я начинаю так издалека.
Восстановление после первых родов было тяжелым, но в тот момент я не знала об этом, потому что мне не с чем было сравнивать. Это сейчас я понимаю, что можно спокойно стоять, ходить в туалет, гулять на следующий день после родов, и даже в день родов!
Тогда мне казалось, что ходить три дня, держась за стенку — это нормально. Мне казалось, что это нормально, что ты не можешь прыгать и чихать даже через несколько месяцев. Сейчас я знаю: мышцы тазового дна и промежность могут чувствовать себя идеально и на следующий день после родов, на 100% сохраняя чувствительность и тонус, как будто вы вообще не рожали.
После той первой анестезии я потеряла способность делать глубокие прогибы, хотя до этого легко вставала в мостик из положения стоя. Это до сих пор не восстановилось. Мои мышцы тазового дна приходили в себя около года. Все это — легкий дискомфорт, который ты совершенно не замечаешь, когда у тебя есть новый маленький человек. И вот тогда, когда понимаешь, что всего этого можно избежать, это начинает иметь значение.
Я очень надеюсь, что мой опыт будет полезен женщинам с похожей историей. Возможно, у вас еще нет детей, и вы только планируете первого, как я 6 лет назад. Вот, какие советы я бы дала себе в прошлом:
- Ты не перенашиваешь. Дай ребенку еще несколько дней, и роды обязательно начнутся сами. Если на КТГ все хорошо, нет повода для волнений. Походи еще.
- Постарайся избежать амниотомии, даже если очень хочется родить поскорее.
- Изучи лучше процесс потуг. Будет слишком мало времени, чтобы разбираться. Во время потуг есть несколько важных моментов: например, огненное кольцо. Про это очень хорошо рассказывают на посиделках в akusherstvo.club. Если можно обойтись без разреза, ты будешь благодарна себе, даже не представляешь насколько.
Советов не слишком много, потому что даже через 6 лет я довольна результатом. У меня родился крепкий, сильный малыш, с которым в первый год жизни мы совершили много подвигов: объездили с концертами все фестивали, открыли несколько филиалов #sekta, быстро пришли в хорошую спортивную форму, были по-настоящему близки — и тогда, и сейчас.
Но кое-что во мне осталось в состоянии неопределенности. Я была уверена, что мой организм работает неправильно, а значит — я не могу до конца ему доверять. Да, пусть это касается только вопроса родов, но глубоко в подсознании такая неуверенность становится тем самым слабым местом, которое проявляется в самые неожиданные моменты.
В следующей части я расскажу о вторых родах и о тех ошибках, которые я совершила тогда. Пишите мне комментарии, я их очень люблю.)
Ольга Маркес
Очень опасный совет про ждать после 42 недели. Тут очень индивидуально, такие ожидания могут привести к гипоксии ребенка во время родов (даже если ктг до этого были идеальными) и повреждениям мозга. Несколько историй таких ожиданий и их последствия разбивают мне сердце. Вместо этого лучше найти врача, которому доверяешь на 100% и слушать его рекомендации.
Олюшка, спасибо, что делитесь своим опытом, мыслями и советами!!! Это очень важно и нужно! 🙌 я читаю в захлёб, ибо есть много схожих моментов — не представляла себя мамой совсем, от того хронический поликистоз с неутешительными покачиваниями головой врачей (но я и не расстраивалась😉). А вот к 31 годику я созрела, подумывала даже про какое-нибудь лечение, но получилось все неожиданно и само👍(эти две полоски откликнулись в моей голове словом — Чудо). И роды были тоже с проколом, приехала в роддом с высоченным давлением (хотя вся беременность была отличной) и обезболили на пару часов (тоже теперь не гнусь, как раньше, а был шикарный прогиб), случились мелкие разрывы. И длилось все это 12 часов. Но конечно когда ты видишь своего мальчишку у себя на груди и с ним все в порядке — забываешь обо всем негативном, чувствуешь невероятную любовь, благодарность и облегчение!!! Очень пожалела, что рожала по ОМС (хотя и хороший роддом и Москва), если есть хоть какая-то возможность лучше заключить контракт… ну воооот, вроде только хотела поблагодарить, а уж накатала свою историю — прорвало прям (никогда раньше не писала ком) и за это вам тоже огромное СПАСИБО!!!
«Получается, я учитель любви? Получается так)» — очень трогательно. И я очень рада, что узнаю обо всем этом от Вас, Оля, потому что стать мамой мне еще только предстоит (если так будет угодно вселенной). Вы меня мягко готовите) спасибо!
Этот диалог тронул до слёз. Все так. Спасибо!
Ох, Оля, Спасибо тебе за твою историю. У нас удивительно похожи ситуации: тоже Алмазово, тоже почти 42, тоже стимуляция и те же вопросы и чувство вины: почему я не могу начать рожать как «нормальная женщина». Обнимаю и спасибо, что рассказываешь, что есть возможность рожать иначе:) Надеюсь, когда-нибудь и у меня получится попробовать так же.